В 2010 году охотники города Кургана отметили столетний юбилей Общества правильной охоты. Инициатором создания общественного объединения и его первым руководителем был г-н Врачинский Михаил Фомич медик, думский лидер, страстный охотник.
Врачинский Михаил Фомич (1868 – 1938) – фельдшер, общественный деятель. Родился и вырос в семье поляков-переселенцев в селе Дубинское Ишимского округа Тобольской губернии. Учился в Варшавском университете, был отчислен за вольнодумство. Образования для врачебной практики ему не хватало, и он закончил Омскую фельдшерскую школу. Стал медиком в Кургане. Был популярен как врач. Много сделал для организации здравоохранения в городе. Был активным общественником, в частности, избирался гласным городской думы, в годы Первой мировой войны входил в городской военно-промышленный комитет, стал создателем и первым председателем Курганского общества правильной охоты. В 1914 году во время баллотировки в гласные Курганской городской думы получил больше всех голосов. В декабре 1917 как представитель Курганского земства был делегатом чрезвычайного Сибирского областного съезда в г. Томске. 04.01.1938 был арестован как «социально опасный элемент», обвинен в контрреволюционной деятельности, ст. 58-6,11. НКВД СССР 15.02.1938 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 07.04.1938. Реабилитирован Военным трибуналом Воронежского военного округа 30.08.1957. ( Источник: сайт Алексея Дедова). |
При его непосредственном участии был разработан Устав Общества правильной охоты и Правила общества правильной охоты. В Уставе общественного объединения говорилось, что общество создается с целью: « Для товарищеского общения охотников и решения задач по содействию улучшения охотничьего хозяйства, организации и производства охоты, соревнования в стрельбе, а так же улучшения пород и полевых качеств собак».
В 1910 году Курганская городская дума приняла «Правила Курганского общества правильной охоты». Данное решение определило порядок производства охоты и регламентировало взаимоотношения между членами общества правильной охоты. С копией этого исторического документа можно познакомиться здесь.
По просьбе администраторов ресурса ниже размещаю статью, подготовленную к столетию общественного охотничьего движения в городе Кургане.
Курганское общество правильной охоты: предпосылки и история создания
В июне 1872 года появилось в России охотничье общество с престижным для того времени статусом «Императорского», иначе говоря, учреждения, находившегося под покровительством государства. В указе по этому поводу говорилось: «По высочайшему докладу Государю Императору ходатайства Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Владимира Александровича, об утверждении Устава Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, его Императорское Величество, во второй день Июня сего года, Высочайше соизволил наименовать Общество Императорским, разрешить Министерству Внутренних Дел утвердить Устав этого общества, с тем, чтобы оно состояло в ведении Министерства Внутренних Дел» (Полный Свод Законов Российской Империи. Собрание 11, том X отдел 1, 1875 г., стр. 768-769, № 50923, «Июня 2. Именной, объявленный Сенату Министерством Внутренних Дел 3-го июня «Об утверждении Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты и именование сего Общества Императорским»).
В течение нескольких последующих лет в России были зарегистрированы сотни больших и малых охотничьих обществ. Что же способствовало скорому их созданию и успешной работе? Прежде всего, то, что общества правильной охоты появились не на пустом месте. Созданию их предшествовала длительная история охотничьего дела в стране. Корни ее уходили ко временам «старины глубокой». Охота для наших предков - древних славян - охотников, звероловов и рыбаков, селившихся по берегам лесных рек и озер, на протяжении многих веков была занятием естественным и жизненно необходимым. Охотничьих угодий на Руси было много. По исследованиям М.А.Цветкова, все пространство, лежащее к западу от Днепра, у побережья Балтийского моря, в верховьях реки Волхов и в Приладожье в IХ-ХI веках сплошь находилось под лесом. Мало что изменилось на Руси и в последующие пять столетий. В первой половине XIV века Михайло Литвин писал, что в Западной Руси зверей в лесах было такое множество, что диких быков, диких ослов и оленей добывали только ради кожи. На берегах водилось огромное количество бобров, диких гусей, журавлей и лебедей.
Пользоваться всеми этими природными богатствами «как даром божьим» мог каждый в меру своих потребностей и возможностей. У сильных мира сего они были больше. Князья особенно любили охоту. Охотничьи удачи (до конца 1-го тысячелетия) расценивались наравне с воинской доблестью. В старинных преданиях и летописях упоминается о княжеских охотах на белых лебедей и серых уток, о единоборстве князей-охотников с турами и медведями. Есть записи о княжеских зверинцах и ловищах, то есть местах, где специально сберегалась дичь для «княжеских утех». В летописях встречаются и записи о распрях, возникавших во время охоты. В одной из них рассказывается, что князь Олег в 974 году убил сына полководца Свенельда, встретив его на охоте в своих охотничьих угодьях.
Лучшие охотничьи места охранялись. В судебнике царя Константина, который заимствован был из византийских узаконений, читаем: «вжигай чуть лес и секый дрова от него в сугубу вину повинен есть». Указы ограничивали пользование лесом в охотничьих целях, определяли сроки и порядок охоты. При Ярославе Мудром, в его указе «О церковных судах и земских делах» уже было несколько статей, подтверждавших необходимость сохранения лесов, представлявших охотничий интерес. В «Соборном уложении 1649 года» царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, право собственности на лесные промыслы опосредствовано в конкретных и четких показателях наказания за нарушения прав собственности на охотничьи угодья:
«Аль кто украдет бобра то 12 гривен продеже» (как за убийство холопа), та же мера предназначалась тому, кто «межу перегнет бортную», то есть воспользуется не принадлежащей ему частью леса, предназначенной для пчеловодства. «Оже пчел выдерет, оже кто украдет пес, ястреб или сокол, то 3 гривны продеже, а господа гривну» - платили штраф. То есть право на охоту защищалось, так же как впоследствии право собственности на землю (Соборное уложение 1649 г. Ленинград, 1987, Изд-во АН СССР).
Охота приносила весомые доходы княжеской казне. Во времена стародавние, как свидетельствует история, после присоединения Сибири к Московскому княжеству, царская казна получала оброка по 200 тысяч шкурок соболей, 10 тысяч - черных лисиц, 500 тысяч шкурок белок. В XVII веке треть государственного бюджета составляли доходы от реализованной пушнины. Добыча лесного зверя, птицы и рыбы являлась производством, в котором участвовали тысячи охотников и рыболовов. Судить об этом можно хотя бы по тому, что в распоряжении царя Алексея Михайловича состояло до трех тысяч сокольничих и 1,5 тысячи охотников. А сколько «добытчиков» было среди простого люда! Их промысел тоже нуждался в соответствующей организации. Лучшими ее формами на Руси были артель, община, добровольное объединение на труд и общественную жизнь. Появились они в те времена, когда производительные силы были еще столь слабыми, что в одиночку людям было не выжить. Все, что артельным трудом создавалось, почти без остатка ею же и потреблялось. Богатство общины определялось достатком, в котором живет каждый ее член.
Поистине «артельной» Россия становится с XIX столетия. Артельно охотились, общинно (артельно) обрабатывали землю, артелями ткали рогожи и ковры, шили мешки и модную одежду, ладили простые крестьянские избы и великолепные дворцы. Артели создавались в деревнях и городах. Особенно много было лесных и охотничьих артелей. Так что охотничьи общества при своем создании имели хорошую законодательную базу и проверенную веками форму трудовой организации. Они-то и легли в основу первых охотничьих добровольных обществ России, в немалой мере способствуя их процветанию.
Нельзя не обратить внимание еще на один фактор, способствовавший развитию охотничьих обществ - высокую степень ответственности ее членов за работу в обществах. Работа в них мало чем отличалась от работы государственных учреждений. В дореволюционные времена о долге, коллективизме, благе народном говорили меньше, но практических дел было больше. Не гнушались общественной работой и сильные мира сего. В подтверждение тому можно заглянуть в послужные списки видных государственных деятелей России. Занятия общественными делами для большинства из них считались явлением естественным: они на пользу государству. Они же - его опора. Поддержка правительства осуществлялась во всех направлениях государственной деятельности. Одинаково важным и почетным считалось любое поручение Императора. В том числе и касающееся общественных занятий. Звание «Почетный опекун» присваивалось за труды общественные, благотворительные. Оно приравнивалось к 3-му (генеральскому) классному чину (тайному советнику), а по должности - сенатору. Бездеятельность же в общественных учреждениях расценивалась как серьезное упущение по основной службе. Общественных учреждений в стране были сотни. Только в Санкт-Петербурге их значилось более 600. Чтобы придать им государственную весомость, большинству авторитетных чиновников, ученых приходилось участвовать или активно представляться в работе наиболее важных общественных учреждений. Пример показывали самые высокие сановники Правительства. Столыпин, например, кроме того, что управлял Советом министров, являлся еще и почетным мировым судьей Гродненского и Ковенского уездов, почетным гражданином Полоцка и поселка Дубровки Саратовской губернии, почетным членом московского детского приюта, председателем императорского яхт-клуба, попечителем Общества глухонемых, членом Тамбовской губернской архитектурной комиссии, членом правления Общества Красного Креста и Попечительства о трудовой помощи. Все окружение П.А.Столыпина подражало своему шефу.
Успеху работы первых охотничьих обществ в немалой мере способствовало участие в них представителей известных в стране государственных деятелей, в числе которых были и члены Императорского дома. Их членство в охотничьих обществах подтверждалось специальными Императорскими указами. Один из них (№ 22993 от 19 мая 1903 г.) определял принятие звания Почетного члена Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты Великим Князем Михаилом Александровичем, а другой - Указ (№ 22409 от января 1903 г.) «О принятии Великим Князем Сергеем Александровичем Московского Общества охоты». Указ доводил до сведения россиян, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра Императорского Двора 18 декабря Всемилостивейше соизволил принять под Августейшее покровительство Великого Князя Сергея Александровича Московское Общество охоты имени Императора Александра II» (Полное Собрание Свода Законов Российской Империи. 1903 г.). Представительными были и провинциальные охотничьи общества.
В уездном г. Кургане в 1909 году также было создано Общество правильной охоты. Возглавил общество охотников думский лидер, медик Михаил Фомич Врачинский. В состав правления вошли: товарищ председателя Федор Васильевич Харламов, казначей Иван Илларионович Никифоров, секретарь Николай Константинович Кумельский. История не сохранила, кем были члены правления, но сведения о председателе Михаиле Фомиче Врачинском дошли до наших дней.
Михаил Фомич Врачинский родился в 1868 году в селе Дубинское Ишимского округа, Тобольской губернии, поляк. Учился на медицинском факультете Варшавского университета. За революционную работу среди студентов был исключен и выслан в город Курган под надзор полиции. В Кургане работал медфельдшером в железнодорожной больнице. Проживал по улице Пушкинской дом № 21.
Был страстным охотником и рыболовом. Один из инициаторов создания в Кургане в 1909 году общества правильной охоты. Оставался бессменным лидером этого объединения до прихода к власти «Советов». При его непосредственном участии разработаны и приняты «Правила общества правильной охоты».
Михаил Фомич много времени отдавал самообразованию: выписывал медицинские книги, три года ездил в Москву на консультации к лучшим профессорам. Был режиссером в кружке курганских учителей, руководил хором. Любил стихи, выступал с их декламацией. Любимыми были стихи Н.Некрасова - «Назови мне такую обитель», «Размышления у парадного подъезда».
М.Ф.Врачинский принимал активное участие в городском общественном управлении, был гласным Курганской городской думы в составе 1910-1914 и 1914-1918 гг., где работал в составе электрической, аптечной, бюджетной, постоянной ревизионной, санитарно-медицинской, водопроводной комиссиях, комиссии по народному образованию и по городским предприятиям. А также был участковым попечителем по наблюдению за исполнением обязательного постановления о нормальном отдыхе торговых служащих. В 1914 году был избран собранием Курганской городской думы представителем в комиссию по приему для надобностей войск автомобилей и мотоциклов. В 1915-18 гг. состоял членом Военно-промышленного комитета от Курганской городской думы.
4 января 1938 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 7 апреля 1938 года. Реабилитирован военным трибуналом Воронежского военного округа 30 августа 1957 года.
В уставе первого общества охотников говорилось, что общество создается с целью: «Для товарищеского общения охотников и решения задач по содействию улучшения охотничьего хозяйства, организации и производства охоты, соревнований в стрельбе, а так же улучшения пород и полевых качеств собак».
В 1910 году в Кургане были приняты «Правила Курганского общества правильной охоты». Это первый документ, который определил порядок охоты и регламентировал взаимоотношения между членами общества правильной охоты.
Вновь созданное общественное объединение просуществовало не долго, но оно внесло значительный вклад в упорядочение охоты в Зауралье. В те годы были сделаны первые шаги по передаче охотничьих угодий на долгосрочной основе. Вот что писала по этому поводу газета «Курганский вестник»: «Курганское общество правильной охоты доводит до сведения, что им арендованы все охотничьи угодья окраин Рябковского, д. Б. Чаусово и г. Кургана, охота на которых без билета воспрещается» (Курганский вестник №44 22 апреля 1914 г. с.1). В Известиях Курганского городского общественного управления за 1915 год № 5 (заседание Курганской Городской думы от 16.06.1915 года) написано: «Правление Общества правильной охоты, по примеру прошлых лет, обращается в Городскую Думу с просьбой – уступить Курганскому обществу правильной охоты на текущий 1915 год луговые угодья для рационального ведения охотничьего хозяйства. Принося искреннюю благодарность за безвозмездное предоставление угодий Обществу в прошлых годах, Правление выражает надежду, что и в текущем году Городское Самоуправление пойдет на встречу Обществу».
Собрание Думы постановило: « Предоставить вышеназванному обществу городской луг для охоты на прежних условиях».
02 февраля 2015 года
Сообщений: 5302 февраля 2015 года
Сообщений: 14502 февраля 2015 года
Сообщений: 5305 февраля 2015 года
Сообщений: 14506 февраля 2015 года
Сообщений: 106 февраля 2015 года
Сообщений: 5307 февраля 2015 года
Сообщений: 14507 февраля 2015 года
Сообщений: 5307 февраля 2015 года
Сообщений: 14507 февраля 2015 года
Сообщений: 14507 февраля 2015 года
Сообщений: 5310 марта 2015 года
Сообщений: 227 февраля 2019 года
Сообщений: 8